Пробки в городе:

Ваша новость на сайте:

Вы можете предложить
новость на сайт 164saratov.ru

Технический гипс - спасение дорог

12 ноября 2023, 21:03
Технический гипс - спасение дорог

Участок трассы Балаково-Ершов близ села Большой Кушум много лет не давал покоя ни водителям, которые отказывались ездить по разбитой дороге и возить пассажиров на своих автобусах, ни властям, которые не знали, что делать с этой «сломанной дорожной ногой». В прошлом году проблему попытались решить с применением технологии немного забытой, но эффективной и перспективной: как в случаях со сломанными конечностями, трассу «загипсовали».

В 40 километрах от разбитого участка работает Балаковский филиал АО «Апатит» (группа «ФосАгро»). Предприятие выпускает минеральные удобрения, кормовые фосфаты. В процессе производства и переработки апатитового концентрата получается технический гипс. Возможности его применения очень широки. Но наиболее перспективным представляется его использование в дорожном строительстве. Технический гипс значительно дешевле (тонна стоит от 14 копеек без НДС, в то время как цены на щебень стартуют от 1000 рублей за тот же объем). Гипсовую основу можно укладывать на любой грунт без предварительной его подготовки, что также снижает затраты. Да и специальная техника не нужна: вывозить материал с территории предприятия можно любыми самосвалами, а выравнивать слой можно гусеничными тракторами.


В областном министерстве транспорта и дорожного хозяйства изучили возможности использования этого материала и в 2018 году 600 метров дороги на подъезде к селу Большой Кушум были отремонтированы с применением технического гипса. Причем это не первый подобный опыт: в селе Быков Отрог, которое расположилось в нескольких километрах от предприятия, были восстановлены внутрипоселковые трассы, подъезды к фермам. Дорогу на местный полигон по хранению твердых бытовых отходов Балаковский филиал АО «Апатит» восстановил около 8 лет назад по собственной инициативе. В основании – технический гипс, сверху – асфальт. Сразу и не скажешь, что этот участок какой-то особенный. Мониторингом его состояния занимаются специалисты инновационного центра «Технопарк» Саратовского Государственного университета.

– Проложенные с применением технического гипса трассы очень хорошо показали себя в процессе эксплуатации, – считает заместитель руководителя ИЦ «Технопарк» Сергей Коротковский. – Их нынешние показатели втрое выше требований, изложенных в нормативных документах. По прочности основание дорожного полотна из технического гипса приближается к прочности бетонной плиты. У некоторых могут возникнуть вопросы экологического характера. Скажу сразу: предлагаемый материал относится к 5 классу опасности, в который, к слову, попадают бытовой мусор, металлолом и т.д. Так что опасаться не стоит. Разве что трава на обочинах будет расти сильно.